Профессиональный кризис — это сложное время для человека. Период, когда чувствуешь неудовлетворенность, нереализованность, опустошенность и бессмысленность. Это приводит к размышлениям о смене профессии, работы или рода деятельности, к поиску продуктивных способов преодоления кризиса. Некоторые люди могут потерять веру в себя и погрузиться в депрессию. Консультация психолога поможет справиться с кризисом и найти путь к профессиональному росту и развитию.
Кризисы профессионального развития делят на нормативные и ненормативные.
Ненормативные кризисы — вынужденное увольнение, смена места жительства, перерыв в работе, потеря трудоспособности, семейные обстоятельства и т. п., происходят под влиянием жизненных событий, незамеченными не остаются.
Нормативные кризисы — естественные спутники профессионального и карьерного роста, входят в программу профессионального становления личности. Нормативные кризисы можно сравнить с «календарными праздниками», которые приходят ко всем, но отмечаются по-разному. Если человек не заметили кризис на своем пути, это означает, что прошёл его продуктивно и перешёл на новый уровень профессионального и личностного развития. Либо человек смирился с дискомфортом и напряжением — в этом случае, кризис никуда не ушел и со временем скажется на психо-эмоциональном состоянии, здоровье, отношениях.
Нормативные кризисы происходят в следующие периоды жизни:
15-17 лет — кризис профессиональной ориентации. Старшеклассник выбирает профессию и учебное заведение случайно, ориентируется на выбор друзей, мнение родителей, модные профессии, т. е. не осознает собственные мотивы, цели и способностей.
18-21 год — кризис профессионального выбора. Студент понял, что выбрал «неправильный» ВУЗ, «не свою» профессию.
22-24 года — кризис профессиональных ожиданий. Выпускник учебного заведения вышел на работу по профессии и понял, что действительность не соответствует ожиданиям. Профессиональная жизнь оказалась менее привлекательной, чем представлялось пока учился.
30-33 года — кризис профессионального роста. Молодой сотрудник стал специалистом и понял, что перспектив для дальнейшего профессионального или карьерного роста не предвидится. Невозможно реализовать потенциал, бесперспективность.
38-40 лет — кризис профессиональной карьеры. Сотрудник стал профессионалом высокого уровня, руководителем и понял, что достигнутый социально-профессиональный статус, занимаемая должность не соответствует его истинным желаниям и ценностям.
48-50 лет — кризис социально-профессиональной самоактуализации. Профессионал достиг стадии мастерства и осознал, что условия для профессиональной самоактуализации отсутствуют. Недовольство социально-профессиональным статусом.
55-60 лет — кризис утраты профессиональной деятельности. Человек вышел на пенсию, а как жить вне профессии и работы не знает.
Продуктивный выход из профессиональных кризисов предполагает
В личностном плане: способность человека переосмыслить карьерные и профессиональные ориентации (потребности, цели, ценности); адекватно оценить свои способности; определить свой профессиональный путь и проявить волю к его реализации несмотря на трудности.
В профессиональном плане — переход на новый уровень профессиональной самореализации:
Уровень 1. «Специалист» — результативно и качественно выполняет нормативно одобряемую деятельность.
Уровень 2. «Профессионал» — обладает индивидуальным стилем деятельности с элементами творчества.
Уровень 3. «Мастер» — творческий и инновационный уровень выполнения профессиональной деятельности.
Причина нормативных профессиональных кризисов
Психологическая причина нормативных профессиональных кризисов кроется в неудовлетворенных потребностях, в несоответствии действительности субъективным ожиданиям, представлениям о профессии или работе. Это противоречие между желаемым карьерным или профессиональным ростом, статусом или уровнем дохода и отсутствием объективных перспектив для этого. Несоответствие желаемого и действительного вызывает протест, неудовлетворенность профессией или местом работы, недовольство собой, коллегами.
Важно, как человек переживает кризисную ситуацию — активно или пассивно, импульсивно или осмысленно. В зависимости от того, чем руководствуется человек: страхами, нуждами, ценностями, мечтой и т. д., зависит результат — продуктивное, деструктивное или безучастное поведение. Радость, печаль или безразличие к делу.
5 стратегий выхода из нормативных профессиональных кризисов:
- «Сменить» рабочую обстановку. Найти новую работу, должность или изменить функциональные обязанности; пойти на курсы повышения квалификации или пройти специализацию. Изменить режим работы или уехать в отпуск. Динамика, эмоциональный подъем, ощущение роста на некоторое время.
- «Смириться» с кризисом. Компенсировать чувство неудовлетворенности в работе досугом, хобби или уйти в бытовые, семейные заботы. Этот путь может привести к профессиональной апатии. Человек на автомате выполняет ежедневные обязанности, по принципу «есть работа — и ладно», без интереса и вдохновения.
- «Сдаться». Уход в отчаяние, неверие в собственные силы, чувство беспомощности. Отказ от работы, уход из профессии в депрессию, социальную изоляцию, алкоголизм и т. п.
- «Бороться». Попросить увеличения заработной платы, повышения по службе, смены профессиональных обязанностей. Некоторые люди выбирают деструктивный путь — добиваются своих целей с помощью интриг и манипуляций или становятся трудоголиками.
- «Изменить себя — изменить перспективы». Этот путь включает переосмысление и перестройку социально — профессиональных мотивов, ценностей, целей и переход на более высокий уровень профессионального мастерства. Получение новых знаний, умений, навыков; формирование индивидуального стиля деятельности и профессиональной позиции; творчество, новаторство в рабочем процессе; наставничество и вовлеченность в общественно-полезную деятельность.
Чтобы достичь качественно нового уровня развития и открыть новые возможности в профессии и карьере, требуется проявить сверхнормативную профессиональную и личностную активность. Это непростая задача, которую самостоятельно могут решить немногие.
Негативные последствия неразрешенных профессиональных кризисов:
Если человек не справляется с профессиональным кризисом, застревает в повторяющихся ситуациях, негативных эмоциях и мыслях, возникают деструктивные последствия:
- становится сложнее радоваться жизни
- усиливается негативное отношение к работе, к себе, к другим людям
- снижается мотивация
- снижается результативность
- нарастает раздражительность и склонность к социальной изоляции
- возникает угроза депрессии и ухудшения здоровья
Проблемой является не кризис, а неспособность человека справиться с ним продуктивно. Если чувствуете нехватку сил, обращайтесь за психологической поддержкой.
Консультативная психологическая помощь включает:
- Психологическое информирование о профессиональных кризисах и способах их преодоления
- Психодиагностику профессиональных ориентаций, психологических особенностей личности — профориентация
- Индивидуальное консультирование, психотерапия — помощь в преодоление страхов, сомнений, содействие в выборе «дела по душе», поддержка в поиске альтернативных сценариев профессиональной жизни и выборе решения
- Тренинги личностного и профессионального роста
Предлагаю индивидуальные консультации по вопросам профессиональных, деловых отношений. Если ищите «дело по душе», приходите на профориентацию для взрослых.
Об индивидуальной консультации читайте здесь.
Чтобы записаться на консультацию, позвоните по тел. +7 963 191-84-04
Или воспользуйтесь формой заявки —
Очный прием проходит по адресу: г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 18 Г, офис. 406
Онлайн консультация: Skype, WhatsApp, Viber
Читайте другие статьи из разделов блога:
Как справиться со стрессом самостоятельно? Персональный план самопомощи
С какими вопросами обращаются к психологу?
Как принять правильное решение и сделать выбор?
При републикации материалов сайта «12psy.ru» прямая активная ссылка на исходный текст обязательна.