психолог

Лариса Давыдова
г. Красноярск (MSK+4)
Заказать консультацию

В самом общем значении жизнерадостный человек - это человек радующийся жизни; жизнелюбивый человек – тот, кто любит жизнь. В этом взаимодействии участвуют две стороны: человек и жизнь. Под жизнью мы понимаем существование вообще, бытие в движении и развитии. Жизнь мира (словарь Ушакова).

Радость жизни или радость бытия, это «радость не от этого или другого, а радость вообще – радость от самого факта своего существования» (С.Л. Рубинштейн, психолог и философ).

Каждый год под Новый год мы желаем друг другу счастья. Какого-то абстрактного и большого. Хотим быть счастливыми! А что значит счастье? Каждый человек может быть счастливым? Или способность к счастью зависит от особенных качеств и свойства?

Зачем знать ответы на эти вопросы? Хотя бы для того, что «если хочешь куда-то попасть, надо знать куда идешь». И, возможно, для того, чтобы не быть «осчастливленным» кем-то другим.

Словами, поступками, средствами «немого» языка (жестами, мимикой, телодвижениями) мы выражаем своё отношение к людям, объектам и явлениям внешнего мира.

Вербальные и невербальные сигналы доступны для восприятия, оценки и интерпретации, в отличие от мыслей. Помимо прямого значения, они имеют подтекст, т.е. несут скрытый смысл того, что человек действительно имел в виду по отношению к кому-то или к чему-то. Мы оцениваем «послания» других людей как положительные или отрицательные в соответствии с личными, субъективными критериями – ценностями, потребностями, опытом.

Казалось бы, компромисс хорошее решение вопроса, в котором каждая из сторон имеет свои, отличные от других, интересы. Такой баланс взаимных уступок – я уступлю тебе, если ты уступишь мне в равной мере; так и договоримся, доберемся до «золотой середины». Какой тут скрытый смысл? Никакого, если вы на рынке и торгуетесь по-честному.

Но стоит одному из вас, только сделать вид, что «он честен и открыт», как тут же «золотая середина» может сместиться в пользу того, кто лукавит.

Профессиональная фотосессия дело непростое. С одной стороны, это всегда внутренне контролируемый процесс, с другой стороны, хочется чувствовать себя свободно, а выглядеть естественно и непринуждённо.

По сути, фотография это информация – сообщение, зафиксированное во времени в виде образа. Можно подготовить это сообщение заранее, причем не только форму, но и содержание. Конечно, речь не идет о спонтанно запечатленном мгновении!

Супружеская измена — является ведущей причиной разводов и входит в топ 3 запросов на психологическую помощь. В моей практике семейного консультирования, измена и её травмирующие последствия занимают второе место после проблемы конфликтного общения в паре.

Любовь, чувство любви, способность любить — это про одно и то же или нет? Как думаете? В этой статье предлагаю поразмыслить о сути, а не о мифах.

Запрос психологу: «Хочу, чтобы меня любили. И он должен быть умным, обаятельным, интеллигентным, щедрым, с чувством юмора и заботиться обо мне. А я его за это, тоже буду хотеть любить…»

Психология — наука, в которой много исследований, измерений, тестов, узких смыслов — субъективных концепций исследователей, разнообразие опытов и экспериментов. Но есть ли в этом истина, когда речь идет о таких понятиях как любовь, счастье, радость?

  • Можно измерять состояние влюбленности, как голод или жажду, через изменения химии и физики тела.
  • Можно классифицировать любовь по видам (Р. Стернберг): симпатия, страстная, придуманная, романтическая, любовь-дружба, слепая, совершенная.
  • Или раздробить её на части и вывести формулу: Любовь = привязанность + забота + интимность (З.Рубин). Затем, придумывать шкалы для «измерения силы любви».
  • Можно определить её как взаимную и неразделенную, платоническую и любовь-болезнь и прочие варианты.
  • А так же разбить на 3 стадии — вожделение, страстное увлечение, привязанность.

Короче говоря, вводить различные условия — основания для классификаций и определений. Возникает вопрос для чего? Не слишком ли много условий для любви выдвигает человек, в попытках добраться до её сути? Может быть таким способом, человек пытается просто примерить на себя что-то неизмеримое?.. Померить по своей мерке — вот влечения тела, вот волнения души (страсти и чувства), вот социальные нормы, вот законы божьи, вот мои, твои, его представления. Как мартышка из мультфильма, которая предложила измерить удава в попугаях.

Мне представляется, что такие исследования скорее маскируют, затушевывают подлинную суть любви, чем проясняют её. Можно найти множество названий для любви, исследуя проявления чувств, мыслей, реакций, действий, поведение мужчин и женщин различных возрастов, но не узнать её подлинного имени. Может быть потому, что любовь в «человеках» не измеряется? Не измерить её масштабными линейками, равными окружности человеческого тела, «Я» и «Моё» или даже «Мы», «Наше человеческое». Кроме того, у каждого из нас свои линейки — свои представления о том, что значит любовь и существует ли она вообще.

«Любовь — это то, чему вы дадите название сами» (В.В. Сундаков, «Бумажный посох»).

сердце песок

Может быть, только выйдя из круга представлений человека о человеческой любви и посмотрев на мир природы, можно понять, что она значит? Обнаружить её неделимый и целостный, подлинный смысл? Любви без условий, которая живет везде.

Мне было интересно найти отражение этой мысли в художественных и научных трудах. Получилось небольшое исследование, включающее несколько отрывков из работ психологов, философов, писателей, режиссеров. В отличие от статьи «Счастье надо?», где цитаты из произведений, как бы ведут диалог между собой, в данной статье они идут одна за другой, как узелки на одной нити. Или как набор матрешек, каждая из которых, сама по себе уникальна и удивительна, но все вместе они дополняют друг друга, составляя единое целое. Предлагаю вашему вниманию последовательность мыслей о просто любви.

Что значит любить?

С.Л. Рубинштейн, выдающийся отечественный психолог и философ дает следующий ответ на этот вопрос («Человек и мир»):

  • «Фундаментальное и чистейшее выражение любви, любовного отношения к человеку заключено в формуле и в чувстве: «Хорошо, что вы существуете в мире».
  • «В настоящей любви другой человек существует для меня не как «маска», т.е. носитель определенной функции, который может быть использован соответствующим образом как средство по своему назначению, а как человек в полноте своего бытия».
  • »…подлинный смысл… в том, чтобы любить человека не за тот или иной поступок, …а за него самого, за его подлинную сущность, а не за его заслуги».
  • А подлинная сущность другого человека — это «заключенный в нем способ отношения к миру, к другим людям…»

Непросто для восприятия? Далее, приведу отрывок из романа Милана Кундеры «Невыносимая легкость бытия», который пояснит сказанное. В этом отрывке идет речь о любви главной героини Терезы к своей собаке, по кличке Каренин.

«Такая любовь бескорыстна: Тереза от Каренина ничего не хочет. Даже ответной любви от него не требует. Она никогда не задавалась вопросами, которые мучат человеческие пары: он любит меня? любил ли он кого-нибудь больше меня? он больше меня любит, чем я его? Возможно, все эти вопросы, которые обращают к любви, измеряют ее, изучают, проверяют, допытывают, чуть ли не в зачатке и убивают ее. Возможно, мы не способны любить именно потому, что жаждем быть любимыми, то есть хотим чего-то (любви) от другого, вместо того чтобы отдавать ему себя без всякой корысти, довольствуясь лишь его присутствием.

…Тереза приняла Каренина таким, каким он был, она не хотела переделывать его по своему подобию, она наперед согласилась с его собачьим миром, она не пыталась отнять его у него, не ревновала его к каким-то тайным уловкам. Она воспитывала его не для того, чтобы переделать (как муж хочет переделать жену, а жена — мужа), а лишь для того, чтобы обучить его элементарному языку, который позволил бы им понимать друг друга и вместе жить».

Я думаю, что собаки созданы для того, чтобы своим отношением к человеку, показать ему, что значит просто любить.

мальчик собака

Что такое способность любить?

Эльдар Рязанов ответил так: «С моей точки зрения, способность любить — это как талант, который либо дан человеку, либо нет»

Вместе с тем, «Гением можно только родиться, стать им невозможно. Но можно родиться гением и не стать им» (Татьяна Черниговская, видеолекции)

Возможно, дар любви дан каждому, но не каждый, готов распознать, принять и проявить его?

«Ты полюбишь меня, если я проращу в тебе то, что ко мне потянется. Но не жалобами на страдания — они скоро опротивеют тебе. Не упреками — они озлобят тебя. Не доводами, почему ты должна меня любить, — нет на свете таких причин и доводов. Основание для любви — любовь. Я не стану стараться быть таким, каким ты когда-то меня полюбила. Такого меня ты не любишь больше. Иначе была бы по-прежнему со мной. Я постараюсь разбудить в тебе что-то мое. И если во мне есть сила, ты увидишь вместе со мной ту картину, которая сделает тебя моим другом» (Антуан Де Сент-Экзюпери, Цитадель).

Любить или хотеть любить?

«Она тебя любит, а ты её только хочешь любить». «Кого ты хочешь осчастливить — себя, её, её какую?» (Станислав Лем, Солярис).

Любить и «хотеть любить» — два внешне схожих действия, но совершенно разных по своим мотивам.

У любви один мотив для всех и во всех случаях — безусловность и бескорыстие и одна форма существования в человеке — она либо есть, либо её нет.

У «хотения любить» кого-то или что-то много мотивов, обусловленных обладателем этого хотения — человеком. Это и потребности тела и веления души и стремления личности и социальные устои. Желание любить похоже больше на договор — двухсторонний или односторонний, а его стороны могут быть честными и не очень исполнителями. На ваш выбор…

P. S. Если статья понравилась, делитесь с друзьями и подписывайтесь на мой аккаунт в социальных сетях, чтобы быть в курсе новых публикаций и иметь возможность оставить комментарии или задать вопрос.

При републикации материалов сайта «12psy.ru» прямая активная ссылка на исходный текст обязательна.

Такие базовые качества, как умение любить и прощать закладываются в детстве. Внутренний мир ребенка формируется во взаимодействии и в общении со взрослыми. Если в детстве, на собственном опыте, ребенок не научился прощать, то став взрослым, он имеет слабое представление о том, как это делать. Научиться прощать легче, если родители, своим примером, дали понять ребенку, что значит прощать обиды. Несправедливое отношение запоминается надолго и подрывает доверие к людям.

Если работа в тягость, не видите в ней смысла и перспектив, занимаетесь нелюбимым делом и не решаетесь на перемены, тогда профориентация для взрослых поможет в любом возрасте найти дело по душе. Сменить профессиональную сферу или изменить стиль деятельности так, чтобы сильные стороны вашей личности способствовали успеху, а слабые — не мешали.

Если вы переживаете кризис в профессиональной деятельности, карьере или бизнесе, ищите ответ на вопрос «продолжать терпеть нелюбимую работу или увольняться?», хотите найти дело по душе (сменить профессию или вид деятельности, но сомневаетесь какое направление выбрать), утратили мотивацию и смысл, на эмоциональном уровне не справляетесь с нагрузкой или не можете разрешить конфликт с коллегой (начальником или подчиненным), то предлагаю вам индивидуальные психологические консультации по вопросам деловых отношений. Я консультирую очно и по Скайп, делаю все от себя зависящее, чтобы вы смогли найти конструктивное решение сложного вопроса.

Итак, что такое профессиональный кризис и как с ним быть?

Заказать консультацию
Нажимая на кнопку, я даю своё согласие на обработку моих персональных данных и подтверждаю согласие с политикой конфиденциальности и условиями пользовательского соглашения
Записаться на консультацию
Нажимая на кнопку, я даю своё согласие на обработку моих персональных данных и подтверждаю согласие с политикой конфиденциальности и условиями пользовательского соглашения
Заказать письменную консультацию
Нажимая на кнопку, я даю своё согласие на обработку моих персональных данных и подтверждаю согласие с политикой конфиденциальности и условиями пользовательского соглашения